Доклад руководителя Еврейского УФАС России за 1 кв. 2019 год
21 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

по результатам выявленных нарушений Еврейским УФАС России за 2018 год и 1 квартал 2019 года

 

          В 2018 году было возбуждено 6 дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства, что на 50% меньше чем за АППГ (9дел). На снижение повлиял фактор введения института предупреждения до возбуждения антимонопольных дел. Так в разрезе выданных предупреждений, выдано по признакам нарушений требований ст. 15 – 14 предупреждений; по ст. 10 – 1; ст.14.1-1.

          За 1 квартал 2019 года дел не возбуждалось. Однако без возбуждения производства, в ходе рассмотрения жалобы, Управлением возбуждалось и рассмотрено административное производство в отношении хозяйствующего субъекта-сетевика, злоупотребившего своим положением.

 ПРИМЕР

В Еврейское УФАС России  поступило заявление от Публичного акционерного общества «ННК-Хабаровскнефтепродукт» о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Смидовичское дорожное управление» требований антимонопольного законодательства. Признаки нарушения выразились в следующем. ООО «СДУ»,  являясь владельцем объекта электросетевого хозяйства и оказывая услуги по передаче электрической энергии, направило два письма в адрес ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» с информацией об отключении АЗС № 23 от электрических сетей, и потребовало необоснованную дополнительную плату, чем нарушило пункт 6 Правил недискриминационного доступа, утвержденного Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004.,  выразившееся в  нарушении собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении, были учтены правила привлечения к административной ответственности представителей малого бизнеса, совершившего деяние впервые (ст. ст.4.1 и 4.1.1), и наказание ему было назначено в виде предупреждения. Коме того, ООО «СДУ» выдано представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, представление исполнено в полном объеме в установленный срок.

Согласно п.3 ч.1 ст. 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

 навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)

 

           Управлением рассмотрена жалоба на действия хозяйствующего субъекта-поставщика тепловой энергии по признакам нарушения требований п.3 ч.1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции». Это выразилось в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него  или прямо не предусмотренных федеральными законами, а именно было указано на уплату пени за первичное нарушение по сроку оплаты, указному в ст. 15 190-ФЗ «О теплоснабжении». При этом расчетные показатели пени были завышены и не соответствовали требованиям действующего законодательства. По результатам предварительного анализа,  поставщику было выдано предупреждение, которое в указанный сок исполнено.

 

ПРИМЕР

Согласно п. 1 ч.1 ст. 11  135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В 2017 году Управлением на основании обмена документов и материалов между Еврейским УФАС России, УФСБ России по ЕАО и прокуратуры ЕАО, возбуждены и в 2018 году рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства АО «Торговй дом  «Медтехника» и ООО «Фортемед». Указанные хозяйствующие субъекты, сговорившись о действиях и поведении при проведении аукционов по закупке медицинской техники Управлением здравоохранения Правительства ЕАО, приняли участие в 18 аукционах. При этом, ООО «Фортемед» сделав один первый шаг, прекращало торговаться, соответственно ФО «Торговый дом Медтехника» сделав второй шаг, становилось победителем и с ним заключались контракты. Соответственно, снижение цены от НМЦК было минимальным, т.е. на 1%. При подготовке и направлению заявок обе компании действовали согласованно, заявки были отправлены с одного IP адреса. Решения обжаловались в суде, оставлены в силе, по результатам административного производства, на общества наложены крупные административные штрафы.

 

  Согласно п. 4 ст. 16 135-ФЗ, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

 ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

ПРИМЕР

 Представителем АО «Торговый дом «Медтехника» и ООО «Фортемед» в интересах АО «Торговый дом «Медтехника» разработаны технические условия и  переданы Управлению здравоохранения правительства Еврейской автономной области. Затем, путем согласованного неправомерного включения в аукционную документацию заранее разработанных, технических условий, которые в совокупности, создали преимущественные условия участия для АО «Торговый дом «Медтехника» в 18 электронных аукционах,и выразившиеся в доступе сотрудников АО «Торговый дом «Медтехника» к информации, находящейся в ведении Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области, то есть в скоординированности сотрудников АО «Торговый дом «Медтехника» и полной осведомленности о действиях здравоохранения правительства ЕАО  по размещению Документации об 18 электронных аукционах.

   С ведома Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области выше указанные электронные аукционы  проводились согласованно между АО «Торговый дом «Медтехника» и ООО «Фортемед», обеспечивая минимальное понижение цены в интересах АО «Торговый дом «Медтехника» для заключения контрактов по завышенной цене в пользу АО «Торговый дом «Медтехника».

 Хозяйствующие субъекты - АО «Медтехника» и ООО «Фортемед», конкурируя между собой при участии в  вышеуказанных аукционах, действовали в интересах друг друга – обменивались информацией, осуществляли координацию по подготовке файлов заявок, при участии в электронных аукционах реализовывали единую стратегию поведения, а при подаче заявок, ценовых предложений и подписании контракта использовали единую инфраструктуру, а именно: вход на сайт электронной площадки для подачи заявок на участие в аукционах и подача ценовых предложений осуществлялся АО «Торговый дом «Медтехника» и ООО «Фортемед» с одного IP-адреса. Это  привело к поддержанию цен на аукционах, и в свою очередь, позволило АО «Торговый дом «Медтехника» выиграть все вышеуказанные аукционы с минимальным снижением цены от начальной максимальной цены контракта.

Согласно ст.14.1 Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

 

    Управлением рассмотрена жалоба хозяйствующего субъекта, на действие конкурента, осуществляющего аналогичный вид деятельности (предоставление охранных услуг), который путем  изложения в письме в адрес заказчика неточных сведений, пытался путем дискредитации  получить заказ на охрану объекта заказчика взамен конкурента. Управлением нарушителю выдано предписание, которое в установленный срок и в полном объеме исполнен.

 

В соответствии с ч.1 Закона «О защите конкуренции»,  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

 

По результатам рассмотрения документов и информации,  Администрации муниципального образования «Волочаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области,  Еврейским УФАС России выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату муниципального имущества, переданного ООО «Экспресс» по договору от 13.10.2017 № 9 аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, со сроком действия с 13.10.2017 до заключения концессионного соглашения.

  Администрация представила в адрес Еврейского УФАС России информацию о том, что предупреждение невозможно исполнить, направила ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения.

           Еврейское УФАС России по результатам рассмотрения указанного выше ходатайства пришло к выводу, что достаточных оснований о невозможности выполнения Администрацией в установленный срок предупреждения не имеется. Документы, приложенные к ходатайству, не подтверждают, что Администрацией предпринимаются меры по заключению концессионного соглашения.

          В установленный срок указанное предупреждение Администрацией                          не исполнено, меры по возврату имущества не приняты, в связи с чем, возбуждены 2 дела которые впоследствии были объединены в одно производство по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 20 Закона «О защите конкуренции» и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

         

В ходе рассмотрения дела установлено следующее: На основании решения Комиссии по ЧС и ПБ, согласно постановлению Администрации «Об обеспечении организации теплоснабжения многоквартирных домов и объектов социально-культурного назначения пос. Волочаевка-2 на время введения режима ЧС» в целях ликвидации ЧС и обеспечением организации теплоснабжения многоквартирных жилых домов     и объектов социально- культурного назначения пос. Волочаевка-2 принято решение:

  •  ввести режим ЧС на территории Волочаевского городского поселения для организации работ по ликвидации ЧС с теплоснабжением многоквартирных жилых домов и объектов социально- культурного назначения  пос. Волочаевка-2, недопущения перегораживания системы центрального теплоснабжения в отопительный период;
  •  заключить договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры                           с ООО «Экспресс» на проведение отопительного сезона на территории Волочаевского городского поселения (п. 2);
  •  обеспечить бесперебойную работу объектов теплоснабжения                                       в отопительный период в целях организации теплоснабжения                                    на территории пос. Волочаевка-2 (ООО «Экспресс») (п. 3) и т.д.

Между Администрацией и ООО «Экспресс» заключен договор  аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Волочаевского городского поселения. В приложении № 1 к настоящему договору указан перечень передаваемого в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Волочаевского городского поселения, предназначенного для теплоснабжения пос. Волочаевка-2, передаваемого ООО «Экспресс».

Между Администрацией и ООО «Экспресс» заключен другой договор  аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Волочаевского городского поселения. Срок действия настоящего договора                              установлен до заключения концессионного соглашения. В приложении № 1                      к настоящему договору указан перечень передаваемого в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Волочаевского городского поселения, предназначенного для теплоснабжения пос. Волочаевка-2, передаваемого  ООО «Экспресс».

Согласно аналитическому отчету по результатам исследования состояния конкуренции на товарном рынке услуг теплоснабжения, в п. Волочаевка,  п. Волочаевка-2 Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, установлено:

1) Временной интервал исследования: для оценки изменений (возможных изменений), которые повлекли/могли повлечь рассматриваемые действия Администрации на состояние конкуренции, существовавшего как до заключения договора аренды с ООО «Экспресс», так и в период заключения и действия;

 2) Продуктовые границы товарного рынка: в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, определены как услуги по производству, передаче и распределению пара и горячей воды с кодом ОКВЭД (КДЕС Ред. 2) 35.30.

3) Географические границы товарного рынка: определены границами муниципального образования п. Волочаевка, п. Волочаевка-2 Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области;

4) Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): передача Администрацией ООО «Экспресс» во владение и временное пользование имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, без заключения концессионного соглашения является нарушением части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для указанного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.

  Действия Администрации привели/могли привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в приобретении прав владения (пользования) муниципальными объектами, предназначенными для оказания услуг теплоснабжения, а, следовательно, ограничили/могли ограничить доступ хозяйствующих субъектов на соответствующие рынки услуг в п. Волочаевка,                         п. Волочаевка-2 Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области.

  Комиссией принято решение:

  1. Признать Администрацию муниципального образования «Волочаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области нарушившей требования п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в передаче ООО «Экспресс» во владение и временное пользование муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, по договору без заключения концессионного соглашения, что привело к созданию для указанного хозяйствующего субъекта преимущественных условий в получении муниципального имущества во владение и (или) временное пользование и лишению иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.

         2. Выдать Администрации муниципального образования «Волочаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области предписание об устранении нарушений требований антимонопольного законодательства.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела  об административном правонарушении.

          За период 2018 года проведено 2 согласования с единственным поставщиком.

          В первом квартале 2019 года Еврейским УФАС рассмотрено одно обращение по вопросу согласования заключения с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2019-2020 г.г.                      

        Еврейским УФАС России в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93, ч. 15 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2015 № 189  «Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и порядка согласования заключения контракта  с единственным поставщиков (подрядчиком, исполнителем)» рассмотрено вышеуказанное обращение.

        По результатам рассмотрения обращения государственному заказчику отказано в согласовании заключения с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2019-2020 г.г.

        При проведении внеплановой проверки, в действиях государственного заказчика и Единой комиссии выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

  1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки является: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2019-2020 гг.».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утверждены минимальные и максимальные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов, которые установлены в процентах от базовых ставок тарифов.

Одним из коэффициентов, применяемых при расчете страховой премии, является так называемый коэффициент бонус-малус (далее - КБМ), который зависит от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО.

Таким образом, КБМ является одним из показателей, позволяющим определить соответствие закупаемой услуги, установленным заказчиком требованиям.

В п.п. 2.3 п. 2 раздела I «Информационной карты открытого конкурса» каркасной документации государственным заказчиком представлено описание объекта закупки, в котором изложено следующее: «Страхование служебного автотранспорта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, конкурсной документации и условиями государственного контракта. Страховщик оказывает страхователю услугу по страхованию имущественных интересов, связанных с риском гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью, или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Перечень автомобилей, подлежащих страхованию по государственному контракту, приведен в Приложении № 1 к государственному контракту. Подробное описание объекта закупки приводится в разделе V «Описание объекта закупки» настоящей документации.

В разделе V «Описание объекта закупки» конкурсной документации государственным заказчиком представлено описание объекта закупки, которое содержит информацию о следующем: срок оказания услуг; требования к оказываемой услуги; качество и безопасность услуг; оплата и порядок приемки оказываемых услуг; требования к сроку и объему гарантий качества.

В разделе V «Описание объекта закупки» конкурсной документации государственным заказчиком также представлена таблица с перечнем транспортных средств объекта закупки подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2019-2020 гг.

В вышеуказанной таблице указаны лишь сведения о транспортных средствах,  а именно: марка и модель ТС; государственный регистрационный знак ТС; категория ТС; мощность, количество мест, марка ТС; год выпуска ТС; идентификационный номер ТС (VIN); серия, номер ПТС; дата заключения первичного номера ОСАГО; предполагаемая дата заключения последующего договора ОСАГО; наличие (отсутствие) непрерывной пролонгации договора ОСАГО; наличие в прошлом убытков по вине заказчика (год).

Комиссией УФАС  установлено, что информация  о показателе КБМ в разделе V «Описание  объекта закупки» конкурсной документации отсутствует.

Кроме того, комиссией Управления при изучении конкурсной документации, заявок участников открытого конкурса, а также информации, предоставленной государственным заказчиком и участниками открытого конкурса на основании запросов Еврейского УФАС России, установлено следующее.

По ряду позиций ТС показатель КБМ отличается, чего не должно быть, так как, показатель КБМ должен быть одинаков, как у государственного заказчика, так и у всех участников открытого конкурса.

1) В нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1   ст. 50 Закона о контрактной системе государственным заказчиком описание объекта закупки составлено ненадлежащим образом, а именно: в описании объекта закупки отсутствует показатель по КБМ, который является существенным показателем, отвечающим за определение соответствия закупаемой услуги.

  1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона).

Согласно п.п. 5.3 п. 5 раздела I «Информационной карты открытого конкурса» конкурсной документации государственным заказчиком установлен порядок подачи заявок, согласно которому, в том числе: «Заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в настоящей конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в п. 5.1 и п. 5.2 Информационной карты открытого конкурса. Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса».

В разделе II «Требования к содержанию, описанию предложения, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе, инструкция по ее заполнению» конкурсной документации государственным заказчиком установлены требования к содержанию, описанию предложения, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе, инструкция по ее заполнению.

Так в п. 2.1 раздела II «Требования к содержанию, описанию предложения, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе, инструкция по ее заполнению» конкурсной документации государственным заказчиком определены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса,  а именно: «При описании условий и предложений участников должны приниматься общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. В предложении указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, если такие требования предъявляются в разделе V «Описание объекта закупки» конкурсной документации. При описании заказчиком закупаемых услуг в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений. Значения показателей, предоставляемых участником, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование. Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным государственным заказчиком в разделе V «Описание объекта закупки» документации».

В п. 2.2. раздела II «Требования к содержанию, описанию предложения, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе, инструкция по ее заполнению» конкурсной документации государственным заказчиком определены требования к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению, в том числе: «Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Участник закупки готовит заявку на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями положений раздела VII настоящей конкурсной документации».

В разделе VII «Примерные образцы форм, входящие в состав заявки на участие в конкурсе, предлагаемые для заполнения участниками конкурса» конкурсной документации государственным заказчиком предусмотрены примерные образцы форм, входящие в состав заявки на участие в конкурсе, предлагаемые для заполнения участниками конкурса, а именно: Заявка на участие в открытом конкурсе (форма 7.1.);  Опись документов, представленных в составе заявки на участие в открытом конкурсе (форма 7.2.); Предложение участника открытого конкурса по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе (форма 7.3.); Форма запроса на разъяснение конкурсной документации (форма 7.4.).

При изучении, формы 7.3. «Предложение участника открытого конкурса по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе» установлено, что в данной форме участниками открытого конкурса необходимо предоставить информацию, в том числе: о цене контракта;  квалификации участников закупки  в части наличия финансовых ресурсов;     о деловой репутации участников закупки; о деловой репутации участника закупки.

На основании вышеизложенного:

- в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в конкурсной документации не надлежащим образом установлены требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе,  к инструкции по ее заполнению, что может привести к ограничению количества участников открытого конкурса;

- в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в конкурсной документации не надлежащим образом установлены требования  к предложению участника открытого конкурса, что может привести к ограничению количества участников открытого конкурса из-за не возможности надлежащим образом предоставить предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.

  1. В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных п.п. «ж» и «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 4 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Пунктом 3 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе установлено, что в протоколе рассмотрения и оценки  заявок должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 10.01.2019 по результатам рассмотрения заявок Единой комиссией принято единое решение, о следующем:

-   заявка № 102 - соответствует требованиям;

- заявка № 103 - отклонена, заявка не соответствует требованиям извещения (документации), отсутствует расчет страховой премии с учетом сведений, указанных в описании объекта закупки;

- заявка № 104 - отклонена, заявка не соответствует требованиям извещения (документации), страховая премия определена не в соответствии с тарифами, предусмотренными действующим законодательством.

Таким образом, в связи с допущенными государственным заказчиком нарушениями Закона о контрактной системе, указанных в п. 1 и п. 2 настоящего решения, Единой комиссией при рассмотрении заявок на участие в конкурсе допущено нарушение ч. 3 ст. 53  Закона о контрактной системе, в части незаконного отказа на участие в открытом конкурсе заявок участников открытого конкурса  под № 103, № 104.

Кроме того, в нарушение п. 3 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе  в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе                                    от 10.01.2019 отсутствует информация, в отношении отклоненных заявок на участие в открытом конкурсе  № 103, № 104,  о том каким положениям Закона о контрактной системе и положениям конкурсной документации, не соответствуют такие заявки, а также какие предложения, содержащиеся в заявках на участие в конкурсе не соответствуют требованиям конкурсной документации.

  1. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии   с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с абз. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011                   № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом, регулирующим отношения в этой сфере деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона № 4015-1  лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона № 4015-1 лицензия выдается страховой организации на осуществление обязательного страхования.

Следовательно, оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) является лицензируемой деятельностью.

Государственным заказчиком в подразделе «Требования к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении открытого конкурса  установлено следующее: «Единые требования к участникам (в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе) – дополнительная информация к требованию отсутствует».

В нарушение п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в подразделе «Требования к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении открытого конкурса не установлены требования к участникам закупки и исчерпывающему перечню документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе,     а именно: о наличии у участников закупки лицензии на осуществление страхования.

  1. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную ст. 42 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении закупки должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 настоящего Федерального закона.

Государственным заказчиком в подразделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта, информация о банковском сопровождении контракта» раздела «Обеспечения исполнения контракта» извещения о проведении открытого конкурса указано: «Обеспечение контракта».

В нарушение п. 8 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в подразделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта, информация о банковском сопровождении контракта» раздела «Обеспечения исполнения контракта» извещения о проведении открытого конкурса не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также отсутствует информация о банковском сопровождении контракта.

  1.  Пунктом 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Комиссией Еврейского УФАС России при изучении конкурсной документации установлено, что в конкурсной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации, в связи с чем действия государственного заказчика,                                       не установившего надлежащим образом порядок предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации, нарушают п. 8 ч. 1    ст. 50 Закона о контрактной системе.

  1. Частью 11 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственным заказчиком в п.п. 5.3 п. 5 раздела I «Информационной карты открытого конкурса» конкурсной документации указано следующее: «Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе и обеспечивает рассмотрение содержание заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (в соответствии с ч.11 ст. 51 Закона о контрактной системе)».

Частью 12 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией.

Государственным заказчиком в п.п. 5.3 п. 5 раздела I «Информационной карты открытого конкурса» конкурсной документации указано следующее: «Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется».

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ                               «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ч. 11, ч. 12 ст. 51 Закона о контрактной системе внесены изменения, и они изложены в новых редакциях.

На основании вышеизложенного, действия государственного заказчика нарушают ч. 11, ч. 12  ст. 51 Закона о контрактной системе.

 

За период 2018 года Управлением рассмотрено 7 заявлений о включении хозяйствующих субъектов в РНП

В первом квартале 2019 года Еврейским УФАС рассмотрено три обращения государственных заказчиков по вопросу включения в реестр недобросовестных поставщиков.

              Еврейским УФАС России в соответствии ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013  № 1062  «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках», рассмотрены вышеуказанные обращения.

          По результатам рассмотрения обращений два поставщика включены в реестр недобросовестных поставщиков, по одному обращению отказано во включении в реестр недобросовестных поставщиков.

        При проведении внеплановой проверки, в действиях государственных заказчиков выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

          Пример № 1 (два обращения от одного государственного заказчика в отношении одного поставщика – поставщик включен в реестр недобросовестных поставщиков).

1. Частью 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в ст. 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В подразделе «Порядок подачи заявок» раздела «Информация о процедуре закупки» извещения о проведении электронного аукциона государственным заказчиком указано –  ЗАО «Сбербанк-АСТ».

В нарушение п. 6 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в  подразделе «Порядок подачи заявок» раздела «Информация о процедуре закупки» извещения о проведении электронного аукциона не установлен порядок подачи заявок участникам закупки.

2.  Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.

  В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно разделу 8 Документации  государственным заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

При изучении, раздела 8 Документации, Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что государственным заказчиком установлены требования к участникам закупки, без учета внесенных изменений на основании Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 504-ФЗ), а именно государственный заказчик не установил требования к участникам закупки в соответствии с  п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, тем самым оставил возможность допуска участников закупки попадающих под ограничения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу, что государственным заказчиком нарушены п. 11 ч. 1 ст. 31,                ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе. 

3.  В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе должна содержать требования                                  к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии                        с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

3.1. Частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе  установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации                    об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств,                 в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В п.п.п. «а» п.п. 9.2.1 п. 9.2 р. 9 Документации государственным заказчиком установлены требования к составу первой части заявки, а именно первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в п.п.п. «а» п.п. 9.2.1 п. 9.2 р. 9 Документации установлены требования к составу первой части заявки в недействующей редакции Закона о контрактной системе, без учета внесенных изменений на основании Закона  № 504-ФЗ.

3.2. Пунктом 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

В п.п.п. «а» п.п. 9.2.2 п. 9.2 р. 9 Документации государственным заказчиком установлены требования к составу второй части заявки, а именно вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в п.п.п. «а» п.п. 9.2.2 п. 9.2 р. 9 Документации установлены требования к составу второй части заявки в недействующей редакции Закона о контрактной системе, без учета внесенных изменений на основании Закона  № 504-ФЗ.

3.3.  Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В п.п.п. «д» п.п. 9.2.2 п. 9.2 р. 9 Документации государственным заказчиком установлены требования к составу второй части заявки, а именно вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9                  ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в п.п.п. «д» п.п. 9.2.2 п. 9.2 р. 9 Документации установлены требования к составу второй части заявки в недействующей редакции Закона о контрактной системе, без учета внесенных изменений на основании Закона  № 504-ФЗ.

3.4. В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в п.п. 9.2.2 п. 9.2 р. 9 Документации,  в требованиях к составу второй части заявки, не указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

4. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию                                      о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии  с положениями ч.ч. 8 - 25 ст. 95 настоящего Федерального закона.

В п. 14.21 р. 14 Документации государственным заказчиком указан порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, а именно: «В соответствии с положениями ч.ч. 8-26 ст. 95 Закона о контрактной системе и проектом прилагаемого контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта».

В нарушение п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в п. 14.21 р. 14 Документации установлена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в недействующей редакции Закона о контрактной системе, без учета внесенных изменений на основании Закона                     № 504-ФЗ.

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В нарушение ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в проекте контракта не указан идентификационный код закупки.

6. Законом № 504-ФЗ ст. 70 Закона о контрактной системе, регулирующая заключение контракта по результатам электронного аукциона, утратила силу с 01.07.2018 года.

На основании вышеуказанного закона порядок заключения контрактов по результатам электронной процедуры регулируется ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

В п. 14.9 р. 14 Документации государственным заказчиком установлен порядок заключения контрактов по результатам электронного аукциона, где идет ссылка на ст. 70 Закона о контрактной системе, которая в свою очередь утратила силу.

На основании изложенного, государственным заказчиком нарушена ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

7. В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе                            в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии  с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

          В п. 2.1 р. 2 проекта контракта государственным заказчиком указано следующее: «В случае, если Поставщиком по данному контракту является физическое лицо, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающего частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу (цена контракта), уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».

Таким образом, действия государственного заказчика, ненадлежащим образом установившего положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате, Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя,  нарушают               п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

8. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частями 5 и 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также  за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размеры штрафа устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом определены Постановлением Правительства РФ                     от 30.08.2017 № 1042 (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном п.п. 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа).

  Государственным заказчиком в р. 9 проекта контракта установлена ответственность сторон, в которой указаны размеры штрафов, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размеры пени, начисляемой  за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, определенные в соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 25.11.2013  № 1063, которое в свою очередь утратило силу, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, утвердившего новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Таким образом, государственным заказчиком в разделе 9 проекта контракта определены размеры штрафов, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в нарушение ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.08.2017  № 1042.

9. В соответствии с ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Государственным заказчиком представлен скриншот с личного кабинета на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ», в котором указана следующая информация, в том числе:

- уклонение участника от заключения контракта: регламентированный срок – 25.12.2018 23:59, фактический срок – 26.12.2018 00:01;

- формирование протокола об отказе от заключения контракта: регламентированный срок – 29.12.2018 23:59, фактический срок – 29.12.2018 02:20.

Также государственным заказчиком в материалы дела представлен протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) от 29.12.2018, который размещен на официальном сайте в единой информационной системе по адресу: http://www.zaupki.gov.ru и на электронной площадке                             ЗАО «Сбербанк-АСТ»   по адресу http://www.sberbank-ast.ru 29.12.2018 года.

  Следовательно, государственному заказчику вышеуказанный протокол необходимо было составить и разместить не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, то есть 27.12.2018.

  В нарушение ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе:

  - Государственным заказчиком протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) составлен  и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы 29.12.2018 тогда, как следовало составить и разместить не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, то есть  26.12.2018 – день признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, а  27.12.2018 –день составления и размещения в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокола о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта;

- в протоколе признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) от 29.12.2018 отсутствует информация о реквизитах документов, подтверждающих факт  о признании победите уклонившимся от заключения контракта.

В течение 2018 года Управлением рассмотрено 33 заявления по признакам нарушений рекламного законодательства, были возбуждены 3 дела о нарушении рекламы, возбуждены и рассмотрены 5 дел о нарушениях рекламного законодательства. Самым крупным административным штрафом явился в отношении ПАО «Совкомбанк».

За период 1 квартала 2019 года заявлений и жалоб не поступало.

 

 

 

 

         

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх