Доклад за 2 квартал 2020 года
29 июня 2020, 00:00
Тип документа:
Отчетность

ДОКЛАД

по результатам выявленных нарушений Еврейским УФАС России за  2 квартал 2020 года

Во 2 квартале 2020 г. в Управление заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции не поступало.

Выдано 1 предупреждение по признакам нарушения  п. 3 ч. 1ст. 10 135-ФЗ  (ДЭК).

В рамках деятельности по контролю за закупками          поступило 15 жалоб на действия (бездействия) заказчиков и комиссий по осуществлению закупок.

Рассмотрено 5 обращений заказчиков о включении хозяйствующих субъектов в РНП. По результатам рассмотрения обращений 2 хозяйствующих субъекта включены в РНП.

         Еврейским УФАС России за возбуждено 28 дел об административных нарушениях.

          За указанный период проведено 4 проверки в рамках контроля за исполнением нацпроектов.

          Актуальной остается ситуация с исполнением контрактов в условиях новой коронавирусной инфекции вызванной COVID -19. Законодатель внес дополнения в с. 112 44-ФЗ, а именно:

 

В части 65 установлено следующее:  В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона;

2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);

3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:

а) в случае увеличения в соответствии с настоящей частью цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

(часть 65 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

 Пример № 1

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ПРОФСТРОЙ» (далее – ООО «ПРОФСТРОЙ», Заявитель)        на действия муниципального заказчика – Администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области  при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и уличной сети на территории Облученского городского поселения»      В своей жалобе ООО «ПРОФСТРОЙ»  сообщает следующее.

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком  в документации об электронном аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в связи, с чем участники закупки не имеют возможности сформировать свои предложения о качественных характеристиках товаров, поскольку у них нет объективной возможности сделать это, так как технические характеристики товаров (конкретные показатели) и инструкция по заполнению заявки не соотносятся между собой.

На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что в действиях Заказчика допущены существенные нарушения Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии                          с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно п. 3 подр. 4.1 р. 4 документации об электроном аукционе, п.п. 3 п. 18 информационной карты первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В п. 18 информационной карты представлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, согласно которой: «<…> В первой части предоставьте согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

Укажите наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран (ОКСМ).

Если вы предлагаете к поставке товар, аналогичный указанному в «Перечне основных материалов (товаров), используемых для выполнения работ, требования к их характеристикам» (Приложение № 3 к документации об электронном аукционе), но с отличным товарным знаком, или товар, в отношении которого в техническом задании отсутствует товарный знак, составьте документ, содержащий конкретные характеристики показателей данного товара. Эти показатели должны соответствовать показателям в техническом задании. Такой документ можно составить в свободной форме или по рекомендуемой в настоящей инструкции форме. В нем укажите информацию о товарном знаке (при наличии таких сведений). Вы можете приложить эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, предлагаемого к поставке.

Перечень товара и допустимые технические характеристики по каждому показателю указаны в разд. 3 Технического задания. При описании технических характеристик использованы следующие знаки и обозначения:

  • символ «±» означает, что показателю будет соответствовать значение равное указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения. Например, если в техническом задании указано значение 36±2, то этому значению будет соответствовать любое конкретное значение в диапазоне от 34 до 38;
  • символ «≥» слева от числа означает, что показателю будет соответствовать значение больше указанного или равное ему;
  • символ «≤» слева от числа означает, что показателю будет соответствовать значение меньше указанного или равное ему;
  •  союз «или» между значениями означает, что показателю будет соответствовать любое из значений или диапазон значений, разделенных союзом;
  • союз «и» между значениями означает, что показателю будет соответствовать показатель, содержащий одновременно все значения или диапазоны значений, разделенные союзом;
  • слова «от» и «до» означают, что показателю будет соответствовать любое конкретное значение в пределах указанного диапазона, включая крайние значения;
  • слова «диапазон от и до» означают, что показателю будет соответствовать любой диапазон значений в пределах указанного диапазона, включая крайние значения.

Значение показателя без указанных выше символов, слов и союзов означает, что показателю будет соответствовать только указанное неизменное значение. В этом случае указывайте только конкретные показатели, не используйте такие слова, как «не более», «типа» и подобные, которые позволят растолковать характеристики товара как примерные или допускающие отклонения от необходимых значений <…>».

 

          В Приложении № 3 к документации об электронном аукционе представлен перечень основных материалов (товаров), используемых для выполнения работ, и требования к их характеристикам, а именно:

 

п/п

Наименование материалов (товаров)

Технические характеристики

1

Краска АК-511

Должна быть акриловой.

2

Дорожные знаки, стойка металлическая дорожного знака

Должны быть изготовлены в климатических исполнениях ХЛ.

Знаки должны быть изготовлены с внутренним освещением; из световозвращающих материалов (пленки типа А/Б). Знаки односторонние; двусторонние. Способ крепления стойки к знаку: с помощью жестких хомутов; болтами. Элементы изображения черного и серого цветов знаков не должны обладать световозвращающим эффектом. Корпус и оборотная сторона знаков, а также все элементы крепления должны быть серого цвета (за исключением оцинкованных поверхностей). Элементы крепления знака не должны искажать информацию, расположенную на его лицевой поверхности.

3

Щебень природный

Щебень из гравия; изверженных интрузивных пород; осадочных пород. Фракция, мм: [св. 20 до 40 мм]; [св. 40 до 80 мм]. Группа щебня: 1/2/3/4. Марка по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, не ниже 800. Марка по истираемости: И1/И2. Марка по морозостойкости, не ниже: F50.

4

Песок  для строительных работ

Песок для строительных работ из отсевов дробления, марка: М 400 повышенной крупности и крупный. Пески не должны содержать посторонних засоряющих примесей.

5

Эмаль

ПФ-115

Внешний вид: после высыхания эмаль должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Цвет: черный\ белый. Сорт: высший\первый. Расход эмали на однослойное покрытие, г/м2: от 100 до 180.

6

Битумы нефтяные дорожные жидкие

Медленногустеющие или густеющие со средней скоростью. Марки СГ 40/70; СГ 70/130; МГ 40/70; МГ 70/130.

 

В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика пояснили, что при выполнении закупаемых работ поставка товара                   не требуется, работы будут выполняться с использованием товара.

При изучении документации об электронном аукционе и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе установлено, что  инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе составлена без учета внесенных изменений на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ                               «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

- в редакции Закона о контрактной системе, до внесения изменений,                       в случае, если  осуществляется закупка работы, для выполнения, которой используется товар, требовалось предоставить в составе первой части заявки конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии;

- в действующей редакции Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если при выполнении закупаемых работ, в том числе осуществляется поставка товара, то в первой части заявки необходимо предоставить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

На основании изложенного, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе составлена ненадлежащим образом, чем нарушен п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

ПРИМЕР

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-РЕСУРС» на аукцион, объектом которого является: «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО»,  на действия Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для осуществления закупок в Областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Областная больница»

            В своей жалобе ООО «ЭКО-РЕСУРС»  сообщает следующее.

  • В нарушение п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе Единой комиссией допущена заявка ООО «ЭКО-РЕСУРС» на участие в электронном аукционе в то время, как заявка подлежала отклонению на основании непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
  1. В нарушение Закона о контрактной системе невозможно определить срок оказываемых услуг.
  2. В нарушение Закона о контрактной системе невозможно определить на основании каких документов будет осуществляться расчет по государственному контракту.
  3. В нарушение Закона о контрактной системе определение начальной (максимальной) цены контракта произведено ненадлежащим образом.

На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что в действиях Единой комиссии и Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» (далее – ОГБУЗ «Областная больница», Заказчик) допущены существенные нарушения Закона о контрактной системе.

 

I

 

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 3 ст.  67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 настоящей статьи.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона  о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В силу ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного                   ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В п.п. 8.2.1 п. 8.1 р. 8 документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу первой части заявки, а именно: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

            При изучении первых частей заявок участников закупки, Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что все участники закупки в составе первой части заявки представили согласие, предусмотренное п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и п.п. 8.2.1 п. 8.1 р. 8 документации об электронном аукционе.

          Доводы Заявителя о том, что в составе первой части заявки необходимо было предоставить информацию о  конкретных показателях используемого товара при оказании услуг, Комиссией Еврейского УФАС России отклоняются по следующим основаниям.

          В соответствии с п.п. б п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, предоставляются в составе первой части заявки только при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

            Из описания объекта закупки не следует, что Заказчику в рамках осуществляемой закупки необходимо поставить товар, том числе поставляемый при оказании закупаемой услуги.

          На основании вышеизложенного, доводы Заявителя в этой части не нашли своего подтверждения, тем самым не обоснованы.

 

2.  В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная  ст. 42 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом в том, числе: информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Из вышеизложенного следует, что информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг должна соотноситься между извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе и проектом государственного контракта.

При изучении извещения о проведении электронного аукциона                             , документации об электронном аукционе, проекта государственного контракта, Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что в данных документах имеются расхождения, в части установления сроков оказания услуг, а именно:

- в извещении о проведении электронного аукциона                                                    документации об электронном аукционе объект закупки - оказание услуг по сбору и вывозу на полигон коммунальных отходов (КО) на 2020 г.;

- в извещении о проведении электронного аукциона                                                   срок оказания услуг - с 01.04.2020 г. по 31.03.2021 г.;

- в документации об электронном аукционе срок оказания услуг -                                 с 01.04.2020 г. по 31.03.2021 г.;

- в проекте контракта  срок оказания услуг - с момента заключения договора по 31.03.2021 г.

В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика по данному факту пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка при разработке документации об электронном аукционе.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 5 ст. 63, п. 2 ст. 42,                    ч.ч. 1, 4 ст. 64, ч. 1 ст. 34  Закона о контрактной системе, тем самым доводы жалобы в этой части обоснованы.

 

3. В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с ч. 4 ст. 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Частью 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона,                  а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Закон о контрактной системе не содержит конкретных указаний о том, какой документ является документом о приемке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ                          «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Закон                              № 402-ФЗ не содержит конкретных указаний о том, какой документ является первичным учетным документом, но в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

В п. 2.6 р. 2 проекта государственного контракта установлено следующее: оплата оказанных услуг по настоящему Контракту Товара, подтверждающаяся подписанием Сторонами акта приема передачи и товарной накладной (универсального передаточного документа), осуществляется Заказчиком на основании счетов, счетов-фактур (универсальных передаточных документов), выставленных Исполнителем, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами акта приема-передачи и товарной накладной (универсального передаточного документа).

В действиях Заказчика не установлено нарушений Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы Заявителя в этой части не нашли своего подтверждения, тем самым не обоснованы.

 

 

II

 

  1. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В абз. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Пунктом 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ                    «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.

Согласно п. 5 Технического задания документации об электронном аукционе исполнитель должен оказать услуги по сбору и вывозу на полигон твердых бытовых отходов IV и V классов опасности с территории                         ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 19 и Поликлиника г. Биробиджан, ул. Комсомольская, 13.

В подразделе «Требования к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона                    указано следующее – единые требования к участникам (в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе) – дополнительная информация к требованию отсутствует.

В нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещение о проведении электронного аукциона не указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов).

 

  1. Согласно ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 ст.34 Закона о контрактной системе.

При изучении проекта государственного контракта, Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что проект контракта не содержит обязательных условий, предусмотренных ч. 30 ст.34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта обязанность поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта, а также порядок и случаи уменьшения, предусмотренные ч.ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона о контрактной системе, размера обеспечения, нарушают ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

             ПРИМЕР

Управлением рассмотрено дело в отношении государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская областная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка компьютеризированной системы для электроэнцефалографии           с синхронным видеомониторированием» (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями.

           

           Статьей 11 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования                                  и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

  Частью 1 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица                   в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании                       и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе                       в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 настоящего Федерального закона.

          Приказом ОГБУЗ «О проведении аукциона в электронной форме», в соответствии с Законом о контрактной системе, руководствуясь приказом от 31.10.2018 № 737 «О внесении изменений в Приложении № 4 к ведомственной целевой программе «Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2018 № 260» принято решение о проведении электронного аукциона на поставку компьютеризированной системы для электроэнцефалографии с синхронным видеомониторированием.

         

          В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация:

          - наименование объекта закупки: поставка компьютеризированной системы для электроэнцефалографии с синхронным видеомониторированием;

          - начальная (максимальная) цена контракта: 725 666, 67 руб.;

          - источник финансирования: средства бюджетных учреждений;

          - порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования                    к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта: порядок предоставления обеспечения исполнения контракта (договора), требования к обеспечению в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 96 Закона о контрактной системе. Банковское сопровождение контракта (договора) не требуется.

          Заказчиком в п. 6 (п. 3.2.2) Информационной карты Документации указаны описание объекта закупки: «Приложение V. Техническая часть документации об электронном аукционе».

          02 августа 2019 года по результатам проведенного вышеуказанного  электронного аукциона между ОГБУЗ «Областная детская больница» и ООО «МС Хабаровск» заключен государственный контракт (реестровый № 2790000172219000052). Цена контракта составляет 725 666,67 руб. Исполнение завершено.  

   По результатам проведённой внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1. Частью 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев,                             в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации                       об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной                             в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию                                    о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

   Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 настоящего Федерального закона.

   Частью 3 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе                       в случае его изменения в соответствии со ст. 95 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлено право поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно выбрать способ обеспечения исполнения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, а именно предоставить надлежащую банковскую гарантию или внести денежные средства на счет заказчика.

   В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

          Заказчиком в п. 39 Информационной карты Документации установлен порядок

предоставления обеспечения исполнения контракта, а именно:

          «Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика, указанный в документации об электронном аукционе или безотзывной банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень, указанный в пункте 6.3.5 части II "ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ".

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником электронного аукциона самостоятельно».

В Информационной карте Документации Заказчиком указаны условия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 43), срок действия банковской гарантии представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта  (п. 44).

          Заказчиком в ч. 6 Документации представлен проект контракта, где в р. 9 проекта контракта установлено обеспечение исполнения контракта, а именно:

«9.1. Поставщик при заключении Контракта должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 5 % начальной (максимальной) цены Контракта. В случае, если предложенная Поставщиком цена Контракта снижена на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене государственного Контракта, обеспечение исполнения Контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона о Договорной системе.

9.2. Денежные средства, внесенные Поставщиком в обеспечение  исполнения Контракта, могут  быть обращены к взысканию во внесудебном порядке.

9.3. В случае если в качестве обеспечения исполнения Контракта Заказчику перечислены денежные средства, возврат обеспечения осуществляется Заказчиком в течение 10 дней с даты окончания гарантийного срока на Оборудование. Обеспечение должно быть возвращено на счет, указанный Поставщиком.

9.4. Обеспечение исполнения Контракта распространяется на обязательства по уплате неустоек в виде штрафов, пени, предусмотренных Контрактом, убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по Контракту.

9.5. В ходе исполнения Контракта Поставщик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта».

Таким образом, имеются разночтения между требованиями, установленными в извещении о проведении электронного аукциона, п.п. 39, 43, 44 Информационной карты Документации и р. 9 проекта контракта.

   Исходя из вышеизложенного, Заказчиком нарушены ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, а именно в р. 9 проекта контракта не установлено требование обеспечения исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.

   2. В соответствии с ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.

   В нарушение требований ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчиком           в проекте контракта не включено обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца                    со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя)               о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном                 в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.

Государственный заказчик нарушил требования ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 96         ч. 30 ст. 34 44-ФЗ

          

За период 2 квартала в Реестр недобросовестных поставщиков включено 2 хозяйствующих субъекта.

 

ПРИМЕР

            В Управление поступило          обращение государственного заказчика - Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области о включении        в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) победителя определения исполнителя признанного уклонившимся от заключения контракта    ООО при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона

          Обращение подано в соответствии с требованиями ст. 104 Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»                    (далее - Закон  о контрактной системе).

          В обращении Заказчика указано следующее:

          Организатором закупки проведен электронный аукцион.

          Победителем определения поставщика, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона признано ООО.

          В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе победитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением обеспечения его исполнения.

          К данному обращению Заказчиком представлены копии следующих документов:

          - протокол подведения электронного аукциона;

          - протокол признания победителя электронного аукциона уклонившимся                              от заключения контракта;

          - акт о результатах заключения государственного контракта по электронному аукциону;

          - служебная записка инженера - электроника 2 категории заказчика, с приложением скриншотов ошибки;

          - служебная записка начальника финансово - административного отдела - главного бухгалтера заказчика

По запросу Еврейского УФАС России письменное объяснение                             от ООО на обращение Заказчика по включению в РНП не поступало. Кроме того, документы, подтверждающие о перечислении денежных средств                на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, в адрес Еврейского УФАС России не поступали.

 

На заседании представители Заказчика доводы, изложенные в обращении, поддержали в полном объеме. Пояснили, что на счета Заказчика денежные средства по обеспечению исполнения контракта от победителя - ООО не поступили, также данные денежные средства не находились на невыясненных счетах.

Генеральный директор ООО на заседании пояснил, что                         в качестве обеспечения исполнения контракта выбрано внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Обеспечение исполнения контракта в виде перечисления денежных средств было осуществлено. Намерений уклоняться от заключения контракта со стороны Общества не было. Обществом параллельно осуществляется исполнение контрактов по другим электронным аукционам, проблем по обеспечению исполнения контрактов не было.

 

          В соответствии с ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062                                  «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссией Еврейского УФАС России проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено нижеследующее.

           

          «…08.05.2020 в 12:10 (МСК) - проект контракта подписан победителем, в качестве обеспечения исполнения государственного контракта победителем выбрано внесение денежных средств на указанный заказчиком счет (платежное поручение). Обеспечение исполнения контракта прикреплено в архивном файле, который при открытии выдает ошибку «Архив поврежден или имеет неизвестный формат». Данный факт подтверждается служебной запиской инженера - электроника 2 категории Управления с приложением скриншотов ошибки. Денежные средства в размере обеспечения исполнения контракта 58 513, 90 руб. по данным служебной записки начальника финансово-административного отдела-главного бухгалтера на временный счет заказчика в регламентированный для предоставления срок (08.05.2020 до 23:59 (МСК)) и по состоянию на 14.05.2020 не поступали, выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств за этот период отсутствуют.

          Банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта победителем не представлена, информация о банковской гарантии на момент составления протокола отсутствует в реестре банковских гарантий, что согласно положениям Закона о контрактной системе является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком и признания победителя уклонившимся от заключения контракта.

          В регламентированный срок 08.05.2020 до 23:59:59 (МСК) победитель не предоставил обеспечение исполнения контракта…

          Победителем не представлено доказательств наличия каких-либо объективных причин, либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, либо чрезвычайных обстоятельств, препятствующих волеизъявлению победителя аукциона на обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, то он признается уклонившимся.

          На основании ч.ч. 4, 5 ст. 96, ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе ООО признано уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением заказчику документов, подтверждающих предоставление обеспечение исполнения контракта…».

          В соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,                        с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч.2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4                ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры  (ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе).

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с ч. 9 ст. 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе  победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

          В соответствии с ч. 16 ст. 83.2  Закона о контрактной системе в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

Частью 1 ст. 96 Закона контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта  (ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений ст. 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии                                          с п. 1 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, освобождается                                        от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником                       (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем, обеспечение исполнения контракта должно предоставляться участником закупки в соответствии с ч.ч. 6, 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, указанное обеспечение исполнения контракта  предоставляется вместе с подписанием проекта контракта                в соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

В документации об электронном аукционе  установлены требования                      к обеспечению контракта, а также установлен  размер обеспечения контракта -                     в размере  10%  от цены, по которой в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона                                о контарткной системе заключается контракт.

Победителем электронного аукциона - ООО согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.04.2020, предложена цена                    585 139 руб. 00 коп.

В соответствии с п. 8.1 р. 8 проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 10 % от цены контракта, что составляет                     58 513, 90 руб.

В материалы дела Заказчиком представлен скриншот с личного кабинета                (ЕИС), согласно которому:

- 08.05.2020 12:10 (МСК) от электронной площадки https://www.rts-tender.ru получен документ «Информация об отмене процедуры заключения контракта» от 14.05.2020;

- 14.05.2020 11:58 (МСК) создан проект документа «Информация об отмене процедуры заключения контракта»;

- 14.05.2020 11:58 (МСК) размещен документ «Информация об отмене процедуры заключения контракта» от 14.05.2020;

          - 14.05.2020 18:58 (МСК) процедура заключения контракта                                               № 08785000002200000190001 переведена на этап «Контракт не заключен»;

- 14.05.2020 11:58 (МСК) на электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ «Информация об отмене процедуры заключения контракта» от 14.05.2020.

          Комиссией Еврейского УФАС России установлено, и материалами дела подтверждается, что обеспечение исполнения контракта от ООО выбрано в виде внесения денежных средств на счет Заказчика (прикреплено в архивном файле), который при открытии выдает ошибку «Архив поврежден или имеет неизвестный формат». В подтверждение данного факта в материалы дела от Заказчика представлена служебная записка инженера - электроника 2 категории Управления с приложением скриншотов ошибки. Кроме того, по данным служебной записки начальника финансово-административного отдела-главного бухгалтера денежные средства в размере обеспечения исполнения контракта в сумме 58 513, 90 руб. на временный счет заказчика в регламентированный для предоставления срок (08.05.2020 до 23:59 (МСК)) и по состоянию на 14.05.2020 не поступали, выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств за этот период отсутствуют.

          Следовательно, в регламентированный срок (ЕИС) 08.05.2020 до 23:59:59 (МСК) победитель электронного аукциона - ООО «ЛесТорг» не предоставил обеспечение исполнения контракта.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается                                  на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно п. 1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,                 не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.                  К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств возникновения у ООО каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Еврейское УФАС России                           не представлено.

Кроме того, уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем                        и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленные процессуальные сроки ООО в адрес Заказчика не было направлено ни одного документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта и добросовестности участника.

Указанные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют                                 о виновном уклонении ООО от заключения контракта, следовательно, сведения об ООО подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

 

Комиссия Еврейского УФАС России,  руководствуясь ст. 99, 104 Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013                      № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» решила Внести сведения об ООО в в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сроком на 2 года.

Наверх