Доклад руководителя Еврейского УФАС России за 4 кв. 2018 год
28 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

По состоянию на конец 4 квартала 2018 года Управлением рассмотрены 37 жалоб по признакам нарушений антимонопольного законодательства. Дела по признакам нарушений антимонопольного законодательства  не  возбуждались.

 

ПРИМЕР

 

В сентябре 2018 года в Еврейское УФАС России поступила жалоба на действия организатора торгов  при проведении аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в оперативном управлении муниципального автономного учреждения.

  Приказом ФАС России от 10.02.2010. № 67 утверждены Правила «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

         Согласно п. 8 ч. 2 Правил для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия.

Согласно п. 9 ч. 2 Правил организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.

При проведении конкурсов или аукционов в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №  31, ст. 4006, № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3615, ст. 3616; 2009, № 31, ст. 3923) (далее - имущество, предусмотренное Законом № 209-ФЗ), решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляется с учетом положений части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии с п. 10 ч. 2 Правил число членов комиссии должно быть не менее пяти человек.

Согласно п. 13 ч. 2 Правил конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе (далее - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе), определение участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе.

Согласно п. 14 ч. 2 Правил аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе.

Согласно Приказу юрлица «О создании комиссии для проведения конкурсов, аукционов» приказано создать комиссию из четырех человек.  

Согласно п.10 ч. 2 указанных Правил, число членов комиссии должно быть не менее пяти человек.

На сайте www.torgi.gov.ru  юрлицо не разместило информацию о проведении торгов  и о наличии  созданной комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества.  Согласно п. 10, п. 13, п. 14 ч. 2  Правил № 67 созданная МАУ «ЦКД» аукционная комиссия МАУ «ЦКД» в составе из четырех человек неправомочна, осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует четыре члена аукционной комиссии.

В нарушение требования п. 10, п. 13, п. 14 ч. 2 Правил, Комиссия из четырех человек приняла решение об отмене проведения аукциона в связи с отсутствием конкурсных заявок, а также вела протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Согласно п. 29. ч. 6 Правил извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Юрлицо на сайте www.torgi.gov.ru  заполнило  и разместило электронное извещение 27.08.2018 года, тогда как датой окончания подачи заявок считается 20.09.2018 года, то есть  за 24 дня до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

 

Согласно п. 34 ч. 7 Правил, конкурсная документация разрабатывается организатором конкурса или специализированной организацией и утверждается организатором конкурса.

В соответствии с п. 42 ч. 7 Правил сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении конкурса. В том числе, согласно п. 40 ч. 7 Правил конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать:

9) место, порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;

Юрлицо в документации об аукционе на право заключения договора аренды имущества, находящегося в оперативном управлении в нарушение  п.п. 9 п. 40 ч. 7 Правил не разместила обязательную для размещения информацию о месте, порядке, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В соответствии с п. 5 ч. 114 Правил, конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать порядок, место, дату начала, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с пунктом 62 Правил.

Юрлицо разместило извещение и документацию о проведении торгов 27.08.2018 в 07.00 (время Московское), т.е. в 14.00 по Местному времени. Информация в конкурсной документации, а также в общей вкладке на сайте www.torgi.gov.ru о дате подачи заявок на участие в аукционе указана с 27.08.2018 по 20.09.2018 с 09 часов 00 до 17 часов 00 минут, то есть,  юрлицо, в нарушение требования п. 5 ч. 114 Правил некорректно указало информацию о дате подачи заявок на участие в аукционе.

 В настоящее время ведется работа по привлечению лица к административной ответственности.

 

          Одним из направлений деятельности ФАС Россия является борьба с картелями.

          Картели причиняют большой вред государственным и общественным интересам. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), картели оказывают влияние на повышение цен, товаров и услуг на 10-15%, отдельные исследователи считают, что увеличение цен может достигать 49%.

          Согласно ОЭСР, сговор на торгах (или участие в торгах, обусловленное тайным сговором) имеет место быть, когда предприятия, которые должны были бы конкурировать, тайно сговриваются о завышении цен или занижении качества товаров или услуг для покупателей, которые желают приобрести товары и услуги через процедуру торгов. Более конкретно, сговор на торгах-это соглашение между компаниями-конкурентами об условиях участия в торгах.

          Ранее сообщалось о проведенной работе по развенчанию картеля продавцов, созданного ООО «Фортемед» и АО Торговый дом «Медтехника», которые путем сговора на торгах причинили многомиллионный ущерб бюджету. В настоящее время Управлением проводится работа по взысканию административных штрафов с указанных компаний.

          В настоящее время проводится мониторинг закупок с высоким риском проявления картельных сговоров.

 

О реализации на территории Еврейской автономной области Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» в части достижения ожидаемого результата развития конкуренции на рынке нефтепродуктов

 

          Во исполнение Указа Президента РФ № 618 от 21.12.2017 года «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», Правительством Еврейской автономной области определены 34 значимых рынка отраслей экономики, по которым осуществляется и в дальнейшем будет проводиться работа по развитию конкуренции.

          Одним из таких направлений экономики ЕАО, Правительством области определена розничная продажа нефтепродуктов. Цифровой индикатор данного ключевого показателя определен в размере 100%.

          В настоящее время на территории Еврейской автономии осуществляют свою деятельность в сегменте розничной продажи нефтепродуктов  2 вертикально интегрированные компании (ВИНКи), это ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также 12 независимых компаний – представителей малого бизнеса.

В результате проведенного анализа рынка НП за 2017 год было определено, что локальные рынки розничной реализации автомобильных бензинов на территории Еврейской автономной области являются высококонцентрированными и относятся к товарным рынкам с неразвитой конкуренцией. Установлено, что в сравнении с 2016 годом не произошло существенных изменений в долях хозяйствующих субъектов, действующих на рынке автомобильных бензинов ЕАО и его муниципальных районов.

 На розничных рынках автомобильных бензинов и ДТ на территории Еврейской автономной области за 2017 год, признаки доминирования имеют два хозяйствующих субъекта:

1. ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" (ИНН 2700000105, 680030, г.         Хабаровск, ул. Мухина, 22),

  • в географических границах – МО «Город Биробиджан», розничной торговле автомобильными бензинами АИ-92, с долей на рынке > 50 %, АИ-95 с долей на рынке > 50 %, АИ-98, с долей на рынке > 50 %;
  • в географических границах – МО «Облученский муниципальный район», по розничной торговле автомобильными бензинами А-76/АИ-80, с долей на рынке > 50 %, АИ-92, с долей на рынке > 50 %, АИ-95 с долей на рынке > 50 %;
  • в географических границах – МО «Смидовичский муниципальный район», по розничной торговле автомобильным бензином АИ-98 с долей на рынке > 50 %;

2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ИНН 2723049957, 680000, г.             Хабаровск, ул. Тургенева, 46),

  • в географических границах – МО «Облученский муниципальный район», по розничной торговле автомобильными бензинами АИ-95 с долей на рынке > 35 %, АИ-98, с долей на рынке > 50 %;
  • в географических границах – МО «Смидовичский муниципальный район», по розничной торговле автомобильными бензином АИ-98, с долей на рынке > 50 %.

 

 

О проблемах в организации топливообеспечения Еврейской автономной области в 2018 году

 

            Согласно п.9 Перечня отраслей экономики приложения к национальному плану развития конкуренции,  в графе ожидаемые результаты по развитию конкуренции в сфере нефть и нефтепродукты в том числе установлено: «развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка…»

 

 

 

В географическом аспекте, распределение АЗС ВИНКов  ПАО "НГК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО «РН-Востокнефтепродукт»  сосредоточено по Федеральной трассе «Амур» и крупных населенных пунктах автономии. При этом, в стороне от трассы нет ни одной АЗС указанных обществ.

 

На территории ЕАО отсутствуют  так называемые базы раскачки топлива. До АЗС на территории ЕАО автомобильное топливо доставляется автотранспортом, что приводит к его  существенному удорожанию.

 

Независимые трейдеры, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на территории ЕАО  негласно информируют о том, что им приходится сталкиваться с недобросовестностью продавцов  - представителей ВИНКов в ущемлении их интересов и манипуляции ценами (продают топливо в оптовом сегменте по ценам, установленным на АЗС ВИНКов в розницу).

 

ПАО "НГК-Хабаровскнефтепродукт" и ООО «РН-Востокнефтепродукт» позиционируют себя как социально ответственные компании, стремящиеся к качеству и доступности продукта, улучшению в обслуживании.  Однако эти принципы социальной ответственности в отношении жителей ЕАО не прослеживаются. На совместных заседаниях, проводимых ранее неоднократно высказывались данные проблемы, но до настоящего времени никаких действий для решения этих вопросов не предпринимается, не проводится мероприятий по уменьшению издержек доставки и реализации топлива, нет заинтересованности в развитии сети АЗС в стороне от трассы «Амур». Нерешенность указанных проблем ложится увеличенной ценой топлива на плечи жителей ЕАО.

Считаем, что компаниям, осуществляющим розничную реализацию автомобильного топлива на территории ЕАО необходимо выработать мероприятия позволяющие снизить логистические и иные издержки в топливообеспечении ЕАО,  ВИНКам отказаться от дискриминационной политики, увеличить количество топлива, поставляемого на биржу для независимых компаний до 15-20%.

 

 

           

         

За 11 месяцев 2018 года (до 20.11.2018) в Еврейское УФАС России поступило 73 жалобы на действия (бездействия) заказчиков и комиссий по осуществлению закупок, из них:

выдано 71 постановление                о наложении административного штрафа (44-ФЗ). Привлечено к административной ответственности 42 должностных лица.

 

ПРИМЕР

  1.             В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба от  ООО на действия муниципального заказчика  при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Выполнение ремонтных работ по оснащению открытых спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием».

По результатам проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Еврейского УФАС России установлены следующие нарушения.

  1). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной                                    в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования                                 к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

        В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки  на участие в электронном аукционе должна содержать:

 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

  2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

  а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации                        об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств,                   в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

  б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Заказчиком в Информационной карте Документации установлены требования к составу первой части заявки: «Первая часть заявки на участие                            в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона                     на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара,                           в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание                        на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком требования к составу первой части заявки изложены в старой редакции, без учета изменений в Закон о контрактной системе (в ред. Федерального закона № 311-ФЗ от 03.08.2018, вступившего в силу с 01.07.2018 года).

2). П. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

          Частью 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:

           -  наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (п. 1);

- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (п. 2);

- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (п. 7).

  В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п.п. 1, 2, 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в Информационной карты Документации   требования к составу второй части заявки  изложены в старой редакции, без учета изменений в Закон о контрактной системе (в ред. Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018 года).

3). Пунктом 12 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной                                  в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию                              о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии                       с положениями ч.ч. 8 - 25 ст. 95 настоящего Федерального закона.

В нарушение п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком                                   в п. 21 р. I Информационной карты Документации указана информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии  с положениями ч.ч. 8 - 26 ст. 95 настоящего Федерального закона, тогда как следовало указать: «В соответствии  с положениями ч.ч. 8 - 26 ст. 95 ч.ч. 8-25 ст. 95 Закона о контрактной системе» (в ред. Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018 года).

 

  1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области 09.11.2018 года поступили жалобы ООО «…» и  ООО «…»                на действия Единой комиссии государственного заказчика - <…> при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных».

1). В соответствии с ч. 6 ст. 67 закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе п. 2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

Единой комиссией в Протоколе рассмотрения первых частей заявок в причинах отказа в допуске к участию в электронном аукционе указана ссылка на Инструкцию по заполнению заявки участником закупки, из которой не видно по каким именно причинам участникам электронного аукциона                                      отказано в допуске до участия в электронном аукционе; нет ссылок на конкретные позиции Технического задания, указывающие какие именно позиции заявок участников электронного аукциона не соответствуют показателям, установленным Заказчиком в Техническом задании; не указаны положения заявок на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, что является нарушением п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.

 

2). Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования                к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (п. 11 введен Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ).

Заказчиком в п. 21.1 р. 2 Информационной карты Документации установлены единые требования к  участникам закупки.

В нарушение п. 11 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 21.1 р. 2 Информационной карты Документации не указано требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки ограничений для участия  в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

 

  1. Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона закупался лекарственный препарат  «Доцетаксел».

Закупаемый лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации                              от 23.10.2017 № 2323-р (далее - Перечень).

В отношении лекарственных препаратов, включенных в указанный Перечень, применяется Постановление Правительства Российской Федерации                                                  от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1289).

Заказчиком в подразделе «Ограничения и запреты» раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона установлены ограничения допуска лекарственных препаратов происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением № 1289.

В п. п. 1.10.4 п. 1.10 р. 1 «Общие положения» Инструкции Заказчиком установлено, что в случае поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, может быть установлено ограничение допуска таких  лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением № 1289.

В п. п. 7.4 п. 7 р. 3 «Вторая часть заявки» Инструкции Заказчиком установлено, что  в случае установления в Информационной карте ограничения на допуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением № 1289 участники электронного аукциона в составе второй части заявки должны предоставить документы или их копии, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, а именно: сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

В п. 18 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства  или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами» Информационной карты  Заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств  на основании Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Аналогичная информация содержится в п.п. 19.1 п. 19 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства  или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами» извещения о проведении электронного аукциона (бум. вид).

Таким образом, ни в Информационной карте ни в извещении о проведении электронного аукциона (бум. вид) Заказчиком не установлены ограничения допуска лекарственных препаратов происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением № 1289.

  На основании изложенного, выявленное расхождение информации в вышеуказанных документов вводит потенциальных участников электронного аукциона в заблуждение.

  Таким образом, в  нарушение:

  - ч. 3 ст. 14, п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в п.п. 19.1                       п. 19 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства  или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами» извещения о проведении электронного аукциона (бум. вид) не установлены ограничения допуска лекарственных препаратов происходящих из иностранных государств                               в соответствии с Постановлением № 1289;

- ч. 3 ст. 14, п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 18 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства  или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами» Информационной карты не установлены ограничения допуска лекарственных препаратов происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением № 1289.

 

  1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии                          с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Как следует из п. 1 раздела I настоящего решения  к закупаемому лекарственному препарату применяется Постановление № 1289.

Согласно п. 2 Постановления № 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств               от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

В п.п.п. 7.4 п.п. 7 п. 4.2.5 р. 4 «Вторая часть заявки» Инструкции Заказчиком установлено, что в случае установления в Информационной карте ограничения на допуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением № 1289 участники электронного аукциона в составе второй части заявки должны предоставить документы или их копии, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, а именно: сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Как установлено ранее в п. 1 раздела I настоящего решения                          в Информационной карте ограничения допуска лекарственных препаратов происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением                       № 1289 не установлены.

При этом, в п. 18.1 «Требование предоставления документов, подтверждающих соответствие участника и (или) предлагаемых им товара запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе» Информационной карты Заказчиком установлено следующее, в том числе:

- не установлено;

- если есть в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, то установлены ограничения согласно Постановлению № 1289.

Аналогичная информация содержится в п.п. 19.2 п. 19 «Требование предоставления документов, подтверждающих соответствие участника и (или) предлагаемых им товара запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе» извещения о проведении электронного аукциона (бум. вид).

Таким образом, ни в Информационной карте ни в извещении о проведении электронного аукциона (бум. вид) Заказчиком конкретно                                не установлены требования к содержанию и составу второй части заявки, в части предоставления документов или копии этих документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара,  запретам и ограничениям, установленным в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, что вводит потенциальных участников электронного аукциона в заблуждение.

На основании изложенного, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в п. 18.1 «Требование предоставления документов, подтверждающих соответствие участника и (или) предлагаемых им товара запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе» Информационной карты Заказчиком                   не установлены требования к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки документов или копии этих документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара,  запретам и ограничениям, установленным в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, а именно о предоставлении во второй части заявки сертификата о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств               от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

 

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о контрактной системе                       для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

Частью 5  ст. 39 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Единая комиссия обязана руководствоваться не только Законом о контрактной системе, но и нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Частью 6 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что  заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 Постановления № 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств  (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства - члены ЕАЭС), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член ЕАЭС, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС;

- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона                «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

В соответствии с п. 2 Постановления № 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члены ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - Сертификат по форме СТ-1).

Пунктом 5 Постановления № 1289 установлено, что установленные настоящим постановлением ограничения не применяются в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества до 31.12.2016 года включительно.

В случае неполучения во второй части заявки информации о происхождении лекарственного препарата, заявка подлежит отклонению.

 

  1. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования,  в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Такие дополнительные требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») (далее – Постановление № 99).

Пунктом 1 Постановления № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

Пунктом 2 Постановления № 99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно Приложению № 2.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона                                                  объектом закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения  «Доцетаксел  20 мг/мл 2 мл».

Таким образом, к объекту закупки положения Постановления № 99                     не применяются.

В п. 2.2 р. 2 «Требования к участникам аукциона» Инструкции Заказчиком установлено, что при осуществлении закупки могут быть установлены к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Информация об установленных дополнительных требованиях указывается в извещении и Информационной карте.

В п. 11 «Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе» Информационной карты Заказчиком указано: «установлены».

  В п. 26 «Требования и исчерпывающий перечень документов в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе» Информационной карты Заказчиком установлено следующее: Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта.

Аналогичная информация содержится в п.п. 19.2 п. 19 «Требования и исчерпывающий перечень документов в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе» извещения о проведении электронного аукциона (бум. вид).

На основании изложенного, в нарушение ч. 2, ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, Постановления № 99 Заказчиком в п. 11 «Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе», в п. 26 «Требования и исчерпывающий перечень документов в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе», Информационной карты и в п.п. 19.2 п. 19 «Требования и исчерпывающий перечень документов в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе» извещения о проведении электронного аукциона (бум. вид) незаконно установлены дополнительные требования к участникам закупок о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта.

 

 

В соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

За период 2018 года очень часто контролирующему органу приходилось сталкиваться с необоснованностью отклонения или допуска заявок к участию в аукционах. Комиссии заказчиков не обосновывали свои решения, ограничившись лишь ссылкой на нормы закона.

 

За период 4 квартала рассмотрено 4 заявления по признакам нарушений рекламного законодательства

 

Нарушения в сфере рекламы финансовых услуг

 

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 2006 году.

 

Статьей 28 ФЗ «О рекламе» определены специальные требования  ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности акцент ставится на доверие к компании, оказывающей соответствующие услуги. Для создания атмосферы доверия рекламодатели зачастую используют все средства, чтобы продемонстрировать стабильность своего бизнеса.

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Соответственно достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан.

С развитием рынка финансовых услуг, усиливается и работа государственных органов, с целью защиты прав потребителей и недопущения фактов, в том числе, ненадлежащей рекламы. Поскольку распространение ненадлежащей и недостоверной рекламы может привести к введению потребителя в заблуждение относительно предложений, содержащихся в информации о финансовой услуге, территориальные органы Федеральной антимонопольной службы проверяют рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности на соответствие требованиям закона о рекламе, на ее достоверность и добросовестность, пресекая распространение ненадлежащей рекламы и привлекая к ответственности виновных лиц.

 

Исходя из смысла ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» потребителю важно знать какое лицо делает заманчивое предложение о денежных вложениях. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юр. лица – наименование (с указанием организационно-правовой формы, т.е. полное наименование в соответствии с учредительными документами, для ИП – фамилию, имя и отчество).

Торговые и сервисные организации зачастую рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно, при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк, такая реклама будет нарушать требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Одновременная реализация организацией товаров на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка, не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом. С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» корреспондирует с нормой части 1 статьи 5 Закона, которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители.

 

Таким образом, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, условий кредита (займа), определяющие полную стоимость этого кредита, являются одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

 

 

Примеры:

 

  1. ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России  отслежена  реклама (хронометраж 20 секунд) кредита «15 % пора перемен» ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», распространяемая на телевизионных каналах вещания «СТС-Биробиджан», «Губерния-Биробиджан» в г. Биробиджане,

На банере изображен мужчина

Крупным шрифтом:

-15% кредит. АТБ пора перемен. 8 800 775 2444 www.atb.su                       

Мелким шрифтом:

- ПСК 15,074-15,146 % годовых. 15 % годовых. Срок 6 мес. 1 год, сумм: 30 тыс.-100 тыс. руб. Срок действия договора: до полного исполнения обязательств сторон.

- Гашение кредита через кассу Банка 110 рублей, терминалы самообслуживания банка (за исключением терминала, через который бесплатно гасится кредит) 50 рублей за каждый платеж. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО).

 

      На основании пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В рекламе «Просто 15» ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (далее ПАО «АТБ», банк) крупным шрифтом указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 15 % годовых. Однако, мелким шрифтом в рекламе также указана другая процентная ставка по кредиту - 15,074-15,146 % годовых. Остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита формально присутствуют в рекламе. В телевизионной рекламе данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

На рекламной конструкции также данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 15 % годовых, однако процентная ставка по кредиту составляет 15,074-15,146 %.

 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и указанной мелким шрифтом информации об остальных условиях кредита, форма предоставления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Таким образом, реклама кредита ПАО «АТБ» распространялась с нарушением пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»

 

 

2) В Еврейское УФАС России 23.05.2018 г. поступило заявление гражданина (ФИО) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» при оформлении им кредита в банке ООО ИКБ «Совкомбанк» в г. Облучье ЕАО.

  В своем заявлении ФИО указывает на то, что он, увидел рекламу Совкомбанка, которая предлагала пенсионерам взять кредит под 12% годовых. ФИО обратился в ПАО «Совкомбанк» для получения кредита, но при оформлении договора процентная ставка оказалась выше, чем заявлено в рекламе.       Таким образом, ФИО считает, что реклама Совкомбанка вводит в заблуждение потребителей.

Рассмотрев документы и материалы, представленные ПАО «Совкомбанк» установлено следующее.

В рекламе, ПАО «Совкомбанк» крупным шрифтом указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 12 % годовых. Однако, мелким шрифтом в рекламе также указана другая процентная ставка по кредиту - 17 % годовых. Ставка 12 % годовых предоставляется при условии безналичного расходования средств в течение 25 дней действия договора (минимум 80% от суммы кредита). Данные условия формально присутствуют в рекламе, но  выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

Также мелким шрифтом указана сумма кредита – 100 000 рублей, из содержания указанной рекламы невозможно определить сумму выдачи кредита – выдается ли кредит только в сумме 100 000 рублей или возможно взять кредит на меньшую сумму.

Данная реклама распространялась с нарушением пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Еврейским УФАС России 2 июля 2018 года в отношении ПАО «Совкомбанк» возбуждено дело о нарушении рекламного законодательства.

  31 июля 2018 Еврейским УФАС России в отношении ПАО «Совкомбанк» вынесено решение о нарушении пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

15 августа 2018 года руководителем Еврейского УФАС России рассмотрено дело № 4/4-р об административном правонарушении, возбужденное в отношении  ПАО «Совкомбанк».

По результатам рассмотрения дела, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ – распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000  рублей.

 

 

3) 26 декабря 2017 года Комиссией Еврейского УФАС России «ФИО» признана нарушившей часть 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в связи с распространением ненадлежащей рекламы на заднем стекле автомобиля.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области 22 ноября 2017 года от Дальневосточного главного управления Отделения по Хабаровскому краю Центрального банка Российской Федерации (далее – Центральный банк) поступило заявление по вопросу распространения рекламы займов «Автомир».

 

По информации Центрального банка ООО «Автомир» размещает на автотранспортном средстве с регистрационным знаком «А999НК79» рекламу о предоставлении займов под залог по адресу: г. Биробиджан, Биршоссе 2 кв., 2 в, при этом реклама не содержит данных о правовом статусе займодавца.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – закон о потребительском кредите) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных Федеральными законами об их деятельности.

Центральным банком представлено доказательство - фотография рекламы, размещенная на автотранспортном средстве «Тойота Корона Премио» с регистрационным знаком «А999НК79» следующего содержания: «Автомир, 8-924-155-33-44, покупка, продажа и обмен авто, займы под залог, автострахование, помощь в оформлении документов в ГИБДД, г. Биробиджан, Биршоссе 2 км, 2 в, 2-27-87».

  25 января 2018 года руководитель Еврейского УФАС России рассмотрел дело № 1/4-р об административном правонарушении, возбужденное в отношении «ФИО» по признакам нарушения части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела, «ФИО» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ – нарушение законодательства о рекламе, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложенные файлы
Доклад_руководителя_Еврейского_УФАС_России_за_4_кв._2018_года-1543375305.docx (80,8 КБ)
Наверх