Перечень определяющих документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
- Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р.
- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)».
- Поручение руководителя ФАС России от 19.12.2018 № 01-047-РП/пр.
Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Ключевой показатель Национального плана развития конкуренции:
- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, которыми необходимо руководствоваться при внедрении антимонопольного комплаенса:
- открытость антимонопольной политики;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;
- измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции.
В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции Указом № 618 поручено:
Правительству Российской Федерации:
- «принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти»
Срок до 1 марта 2019 года.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
- принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Срок до 1 марта 2019 г.
Органам местного самоуправления рекомендовано:
- активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;
- обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.
Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).
Цели антимонопольного комплаенса:
-
- обеспечение соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти.
Задачи антимонопольного комплаенса:
-
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Принципы антимонопольного комплаенса:
-
- заинтересованность руководства федерального органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обеспечение информационной открытости функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
Термины:
«антимонопольный комплаенс» – организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
«доклад об антимонопольном комплаенсе» – документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
«коллегиальный орган» – совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
«риски нарушения антимонопольного законодательства» – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
«уполномоченное подразделение» – подразделение органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти.
Правовой акт о комплаенсе должен содержать:
- сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
- порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении федеральным органом исполнительной власти своей деятельности;
- порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
- меры, направленные на осуществление федеральным органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
- ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти.
Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Организационная структура антимонопольного комплаенса:
Коллегиальный орган – оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;
Руководитель ФОИВ – утверждение описания рисков, мероприятий по устранению (минимизации) рисков, доклада об антимонопольном комплаенсе; применение ответственности
Уполномоченное подразделение – деятельность организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса.
Руководитель федерального органа исполнительной власти:
Осуществляет общий контроль за организацией и функционированием в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса:
- вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы федерального органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и
коллегиальный орган
Принципы определения уполномоченного подразделения (назначении должностного лица):
а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству федерального органа исполнительной власти;
б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
Функции уполномоченного подразделения (должностного лица):
а) подготовка и представление руководителю федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов федерального органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование служащих федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование руководителя федерального органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
Функции коллегиального органа:
а) рассмотрение и оценка мероприятий федерального органа исполнительной власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при федеральном органе исполнительной власти.
Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства:
Проводиться регулярно. Не реже 1 раза в год.
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
в) анализ проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
г) мониторинг и анализ практики применения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
На основе анализа, проведенного органом власти нарушения антимонопольного законодательства, составляются карты рисков.
Матрица рисков
Уровень риска |
Последствия |
Высокий |
Выдача предупреждения и (или) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти.
Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
«Дорожная карта» снижения рисков
Разрабатываться (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).
- наименование мероприятий
- описание действий, направленных на исполнение мероприятий
- должностное лицо (структурное подразделение) органа власти, ответственное за исполнение мероприятия
- срок исполнения мероприятия
- показатели выполнения мероприятий
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Доклад об антимонопольном комплаенсе
Должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков;
- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации комплаенса.
Утверждается коллегиальным органом.
Информация о внедрении антимонопольного комплаенса подлежит включению в ежегодный Доклад о состоянии конкуренции, представляемый ФАС России в Правительство РФ.
Оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса
Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
Устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для федерального органа исполнительной власти в целом.
Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Организация антимонопольного комплаенса
в ФАС России
В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)» и Поручением руководителя ФАС России от 19.12.2018 № 01-047-РП/пр. в ФАС России функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между следующими структурными подразделениями ФАС России:
Правовое управление (деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса в ФАС России) совместно с
- Контрольно-финансовым управлением (координация взаимодействия Уполномоченного подразделения с Коллегиальным органом) и
- Управлением государственной службы (проведение служебных проверок и расследований).
В целях реализации антимонопольного комплаенса в территориальном органе ФАС России руководителем территориального органа назначается уполномоченное должностное лицо уровня не ниже заместителя руководителя (заместителя руководителя - начальника отдела).
Информация, представляемая территориальными органами ФАС России.
Уполномоченному должностному лицу территориального органа ФАС России в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)» ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, необходимо подготовить и направить в ЦА ФАС России следующую информацию в отношении соответствующего территориального органа:
1. Аналитическая справка, содержащая результаты анализа территориальным органом информации, по следующим вопросам:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности территориального органа ФАС России;
б) мониторинг и анализ практики применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений ФАС России);
д) оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
Примерная форма аналитической справки (Приложение № 1).
2. Предложения в карту комплаенс-рисков ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение), а именно:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
Карта комплаенс-рисков ФАС России (Приложение № 2).
3. Предложения в план мероприятий («дорожную карту») ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом V Положения, а именно:
- общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков ФАС России);
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
Примерная форма Дорожной карты по снижению комплаенс-рисков в ФАС России (Приложение № 3).
Руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на общественном совете при территориальном органе ФАС России, не реже одного раза в год.
Функции Коллегиального органа в ФАС России возлагаются на Общественный совет при Федеральной антимонопольной службе.
Источники информации для оценки комплаенс-рисков
в ФАС России
- жалобы на нарушения административных регламентов;
- внутриведомственная апелляция;
- обобщения судебной практики;
- общественная экспертиза действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
- предложения общественных организаций и организаций научного сообщества;
- предложения территориальных органов ФАС России.
Некоторые примеры комплаенс-рисков:
- принятие решений, нарушающих единообразие практики ФАС России;
- нарушение сроков рассмотрения ходатайств и поступивших на согласование соглашений хозяйствующих субъектов;
- нарушение сроков принятия решений по согласованию проектов предельных отпускных цен на лекарственные препараты;
- согласование нормативных правовых актов других органов власти, положения которых привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках;
- допущение процессуальных нарушений правил рассмотрения разногласий и досудебных споров, которые могут привести к отмене судом итогового решения;
- нарушения при закупках для хозяйственных нужд ФАС России;
и т.д.