Приложение 5 к докладу за 2 кв. 2019 год
24 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Перечень определяющих документов:

 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

 

  1. Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р.

 

  1. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)».

 

  1. Поручение руководителя ФАС России от 19.12.2018 № 01-047-РП/пр.

Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Ключевой показатель Национального плана развития конкуренции:

- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, которыми необходимо руководствоваться при внедрении антимонопольного комплаенса:

- открытость антимонопольной политики;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

- измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции.

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции Указом № 618 поручено:

Правительству Российской Федерации:

- «принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти»

Срок до 1 марта 2019 года.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

- принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срок до 1 марта 2019 г.

Органам местного самоуправления рекомендовано:

- активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;

- обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

 

Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).

Цели антимонопольного комплаенса:

    • обеспечение соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
    • профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти.

 Задачи антимонопольного комплаенса:

 

    • выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
    • управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
    • контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
    • оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

 

Принципы антимонопольного комплаенса:

 

    • заинтересованность руководства федерального органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
    • регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
    • обеспечение информационной открытости функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
    • непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти;
    • совершенствование антимонопольного комплаенса.

Термины:

«антимонопольный комплаенс» – организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

«доклад об антимонопольном комплаенсе» – документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;

«коллегиальный орган» – совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

«риски нарушения антимонопольного законодательства» – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;

«уполномоченное подразделение» – подразделение органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти.

Правовой акт о комплаенсе должен содержать:

  • сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
  • порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении федеральным органом исполнительной власти своей деятельности;
  • порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
  • меры, направленные на осуществление федеральным органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
  • ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти.

 Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

Организационная структура антимонопольного комплаенса:

Коллегиальный орган – оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;

Руководитель ФОИВ – утверждение описания рисков, мероприятий по устранению (минимизации) рисков, доклада об антимонопольном комплаенсе; применение ответственности

Уполномоченное подразделение – деятельность организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса.

Руководитель федерального органа исполнительной власти:

Осуществляет общий контроль за организацией и функционированием в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса:

  • вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы федерального органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
  • применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе;
  • рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

 

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и

 коллегиальный орган

Принципы определения уполномоченного подразделения (назначении должностного лица):

а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству федерального органа исполнительной власти;

б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

Функции уполномоченного подразделения (должностного лица):

а) подготовка и представление руководителю федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов федерального органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;

г) консультирование служащих федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;

ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;

з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;

и) информирование руководителя федерального органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

Функции коллегиального органа:

а) рассмотрение и оценка мероприятий федерального органа исполнительной власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при федеральном органе исполнительной власти.

Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства:

Проводиться регулярно. Не реже 1 раза в год.

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

в) анализ проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

г) мониторинг и анализ практики применения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

На основе анализа, проведенного органом власти нарушения антимонопольного законодательства, составляются карты рисков.

Матрица рисков

Уровень риска

Последствия

Высокий

Выдача предупреждения и (или) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация)

Существенный

Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Незначительный

Возможность выдачи предупреждения

Низкий

Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют

 

На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.

Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти.

Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства

 «Дорожная карта» снижения рисков

Разрабатываться (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).

  • наименование мероприятий
  • описание действий, направленных на исполнение мероприятий
  • должностное лицо (структурное подразделение) органа власти, ответственное за исполнение мероприятия
  • срок исполнения мероприятия
  • показатели выполнения мероприятий

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Доклад об антимонопольном комплаенсе

Должен содержать:

  • информацию о проведении выявления и оценки рисков;
  • информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков;
  • информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
  • информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации комплаенса.

Утверждается коллегиальным органом.

Информация о внедрении антимонопольного комплаенса подлежит включению в ежегодный Доклад о состоянии конкуренции, представляемый ФАС России в Правительство РФ.

 

Оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса

 Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

 Устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для федерального органа исполнительной власти в целом.

Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса

Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год.

Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Организация антимонопольного комплаенса

в ФАС России

 

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)» и Поручением руководителя ФАС России от 19.12.2018 № 01-047-РП/пр. в ФАС России функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между следующими структурными подразделениями ФАС России:

Правовое управление (деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса в ФАС России) совместно с

- Контрольно-финансовым управлением (координация взаимодействия Уполномоченного подразделения с Коллегиальным органом) и

- Управлением государственной службы (проведение служебных проверок и расследований).

В целях реализации антимонопольного комплаенса в территориальном органе ФАС России руководителем территориального органа назначается уполномоченное должностное лицо уровня не ниже заместителя руководителя (заместителя руководителя - начальника отдела).

 

Информация, представляемая территориальными органами ФАС России.

 

Уполномоченному должностному лицу территориального органа ФАС России в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)» ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, необходимо подготовить и направить в ЦА ФАС России следующую информацию в отношении соответствующего территориального органа:

 

1. Аналитическая справка, содержащая результаты анализа территориальным органом информации, по следующим вопросам:

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности территориального органа ФАС России;

б) мониторинг и анализ практики применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений ФАС России);

д) оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

 

Примерная форма аналитической справки (Приложение № 1).

 

2.  Предложения в карту комплаенс-рисков ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение), а именно:

  • выявленные риски (их описание);
  • описание причин возникновения рисков;
  • описание условий возникновения рисков.

Карта комплаенс-рисков ФАС России (Приложение № 2).

3. Предложения в план мероприятий («дорожную карту») ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом V Положения, а именно:

  • общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков ФАС России);
  • описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;

 

Примерная форма Дорожной карты по снижению комплаенс-рисков в ФАС России (Приложение № 3).

Руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на общественном совете при территориальном органе ФАС России, не реже одного раза в год.

Функции Коллегиального органа в ФАС России возлагаются на Общественный совет при Федеральной антимонопольной службе.

Источники информации для оценки комплаенс-рисков

в ФАС России

 

  • жалобы на нарушения административных регламентов;
  • внутриведомственная апелляция;
  • обобщения судебной практики;
  • общественная экспертиза действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • предложения общественных организаций и организаций научного сообщества;
  • предложения территориальных органов ФАС России.

 

Некоторые примеры комплаенс-рисков:

 

  • принятие решений, нарушающих единообразие практики ФАС России;
  • нарушение сроков рассмотрения ходатайств и поступивших на согласование соглашений хозяйствующих субъектов;
  • нарушение сроков принятия решений по согласованию проектов предельных отпускных цен на лекарственные препараты;
  • согласование   нормативных   правовых   актов   других   органов   власти, положения которых привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках;
  • допущение   процессуальных   нарушений   правил   рассмотрения разногласий и досудебных споров, которые могут привести к отмене судом итогового решения;
  • нарушения при закупках для хозяйственных нужд ФАС России;

и т.д.

 

 

 

 

Наверх